Интервью с Юрием Спиваком: путь в математике
Юрий Спивак — успешный предприниматель и основатель онлайн-школы для репетиторов Schoolsmart. Его путь к успеху начался с глубокой увлечённости математикой, которая со временем стала основой его жизненной философии. Благодаря уникальному сочетанию дисциплины и структурного мышления, Юрий сумел не только построить успешную карьеру, но и создать образовательную платформу, которая помогает другим преподавателям передавать знания своим ученикам.

Математика для него — это больше, чем просто наука. Это инструмент, который помогает принимать важные решения, строить успешные стратегии и добиваться целей. В этом интервью Юрий рассказывает, как именно математика сыграла ключевую роль в его становлении, в бизнесе, в личной жизни и как она помогает ему до сих пор.
— Юрий, расскажите, как зародилась ваша любовь к математике? Кто сыграл ключевую роль в вашем увлечении?
— Моя любовь к математике началась еще в детстве. Уже в первом классе я заметил, что решение задач мне дается легко и приносит удовольствие. У меня была бабушка, которая тоже увлекалась математикой и часто занималась со мной. Но путь в математику был извилистым. Когда я только поступал в школу, меня поначалу определили в художественный класс, так как я не успел пройти тестирование для обычного. Учительница заметила, что у меня способности к математике, и посоветовала маме перевести меня в математический класс. После того как я успешно прошел тест, меня всё же взяли в этот класс, что стало первым шагом на моем пути к математике.

Ключевую роль в моем становлении как математика сыграл мой учитель, Игорь Емельянович. Он был не только нашим учителем математики, но и классным руководителем. Именно он направил меня в лицей, где я начал серьёзно заниматься математикой. Лицей стал для меня важным этапом — я начал участвовать в олимпиадах, и мои успехи росли с каждым годом.

Игорь Емельянович уделял нам много времени и даже водил нас в походы, что создавало особую связь с ним. Он человек другого порядка, когда с ним сталкиваешься, хочется, чтобы он тебя уважал. А его уважение было заслужить очень сложно. Но поскольку у меня были успехи в математике, то мне удавалось его заслужить. Это была такая игра, я старался быть на уровне.

Он учил нас не просто решать задачи, а подходить к ним с предельной точностью и структурностью. Помню, как он на уроках иногда зависал, размышляя над формулировкой теоремы, казалось бы, над какой-то мелочью. Один из запомнившихся примеров — его объяснение разницы между числами и цифрами. Он часто повторял, что цифра — это символ от 0 до 9, а всё остальное — это числа. Для многих это могло казаться занудством, но для нас это было показателем того, как важно быть точным в своих высказываниях и рассуждениях. Эти уроки остались со мной на всю жизнь и сильно повлияли на моё мышление.
— Какие моменты стали поворотными на вашем пути к успеху?
— Одним из самых значимых моментов в моей жизни стало поступление на физтех. Этот путь был наполнен вызовами и решениями, которые определили моё будущее. До этого я одержал победы на олимпиадах в двух ведущих украинских вузах — на мехмате Киевского университета и в Киевском политехническом институте. Меня могли бы принять туда без экзаменов, и это был большой соблазн. Представьте, ты ещё школьник, а перед тобой открываются двери лучших вузов. Мои друзья уже получили свои места, и мне было очень сложно отказаться от такого шанса.

Однако, несмотря на это, я решил попробовать свои силы и поступить на физтех. Это решение было не из легких. Помню, как я готовился к олимпиаде по физике, которая должна была стать ключом к моему поступлению. Я готовился самостоятельно, всего за несколько месяцев, и это был настоящий вызов. В какой-то момент я почувствовал, что больше не могу, и даже сказал маме, что не хочу больше готовиться. Но мама, которая всегда поддерживала меня, в этот раз просто сказала: «Делай, как хочешь». Этот момент снял с меня давление, и я понял, что решение полностью зависит от меня. Именно тогда я решил продолжить подготовку.

Я сравниваю этот момент с ощущением, когда тебя кусает паук, и ты вдруг обретаешь суперспособности. Когда я сдал экзамен и понял, что справился с задачами, это было настоящим открытием. Я понял, что способен на большее, чем я думал. Этот момент стал для меня поворотным и показал, что упорство и целеустремлённость могут преодолеть любые преграды.

После успешного поступления на физтех я столкнулся с новыми вызовами. Переезд в Москву, учёба в одном из самых сложных и престижных вузов, жизнь в общежитии — всё это стало для меня школой жизни.

На физтехе я понял, чтонастоящий успех достигается не только за счет знаний, но и за счет умения учиться, адаптироваться и справляться с трудностями. Первый семестр был для меня особенно сложным. Я впервые столкнулся с тем, что нужно учиться самостоятельно, без привычной системы школьных уроков. Это был вызов, но он закалил меня и подготовил к дальнейшим жизненным испытаниям.

Это был непростой путь. Первые попытки сдать экзамены не увенчались успехом, и это стало для меня серьезным испытанием. В какой-то момент я уже был готов отказаться от этой идеи, но поддержка матери помогла мне не сдаваться. Она всегда подталкивала меня к новым вершинам, и благодаря её поддержке я решил попробовать еще раз. В конечном итоге я поступил на факультет аэрофизики и космических исследований физтеха, что открыло передо мной новые горизонты.
—  Как математика помогает вам в жизни и бизнесе?
— Математика играет ключевую роль во всех аспектах моей жизни. Это не просто инструмент для решения задач, а целый образ мышления, который помогает мне подходить к любым ситуациям с чёткой структурой и логикой. Математика учит не бояться неопределённости и видеть решения там, где на первый взгляд кажется, что их нет.

Когда я начинал свой бизнес — школу «Хочу знать», мне очень помогло умение структурировать задачи. Я всегда мыслю в терминах систем и алгоритмов. В бизнесе это означает, что я стараюсь найти структуру в хаосе, разбить большие задачи на маленькие шаги и подходить к каждому этапу с чётким планом. Например, когда мы только начинали работать с учениками, я разработал алгоритм, который помогал мне отслеживать их прогресс и выявлять слабые места. Это было чем-то вроде математического уравнения: если один элемент выпадает, значит, нужно искать ошибку и корректировать подход.

Помимо этого, математика развила во мне способность анализировать данные и делать выводы на основе фактов, а не эмоций. В бизнесе очень важно быть объективным и принимать решения на основе конкретных показателей. Когда я начинал вести YouTube-канал с видеоуроками по математике, я старался анализировать, какие уроки пользовались наибольшим успехом, и улучшал контент на основе этих данных. Это помогло мне достичь больших результатов в краткие сроки.

Также математика научила меня мыслить последовательно. В жизни, как и в математике, любое решение имеет последствия. Когда ты понимаешь причинно-следственные связи, это помогает избежать многих ошибок. Например, в бизнесе важно понимать, как каждое действие — будь то новая рекламная кампания или изменение в учебной программе — повлияет на конечный результат.

Ещё один важный аспект — математика научила меня не бояться сложных задач. В школьные годы я увлекался олимпиадными задачами, где зачастую не было готовых решений. Это вырабатывает определённую смелость и уверенность в том, что любое сложное задание можно решить, если подойти к нему методично и с терпением. Этот навык очень помог мне в бизнесе, особенно когда я сталкивался с неопределённостью или новыми вызовами. Математика учит не отступать перед сложностями и всегда искать рациональное решение.

Можно даже сказать, что математика сформировала мою философию жизни. Я всегда рассматриваю любую проблему как задачу, которую нужно решить. Это помогает мне сохранять спокойствие и уверенность в любых ситуациях, будь то работа, воспитание детей или какие-то личные вопросы.
— Влияет ли ваша любовь к математике на вашу семью?
— Да, моя любовь к математике безусловно влияет на мою семью, и я стараюсь прививать своим детям те навыки, которые дал мне этот предмет. Но здесь важно отметить, что я не стараюсь быть строгим учителем для них. На самом деле я скорее стараюсь передать им основы математического мышления — то, как оно помогает справляться с жизненными ситуациями.

Я стараюсь привить своим детям любовь к математике, но как репетитора я себя для них не представляю — слишком уж дорого мне обойдётся моё время! У моих детей есть репетиторы, потому что я считаю, что быть учителем для своих детей бывает сложно — это мешает поддерживать баланс между ролями отца и преподавателя. Моя задача — создать для них хорошие условия для обучения и помочь, когда это необходимо, но не заставлять их учиться так, как это делал я.

Интересный момент в том, что моя жена — психолог, и мы часто учимся друг у друга. Она больше ориентируется на эмоции и чувства, тогда как я опираюсь на логику и рациональность. Это разные подходы, но они прекрасно дополняют друг друга. Я с удовольствием учусь у неё тому, как важны эмоциональные аспекты в жизни, а она иногда берет что-то из моего математического подхода. В результате, это помогает нам гармонично взаимодействовать как семье.

Математика также помогает мне сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях. Это важно как в бизнесе, так и в семье. Когда возникает какая-то проблема, я всегда рассматриваю её как задачу, которую можно решить. Это помогает мне не поддаваться эмоциям и быстро находить рациональное решение. Думаю, этот подход передаётся и детям, когда они видят, что папа всегда сохраняет хладнокровие и пытается разобраться в ситуации с точки зрения логики.

Математика не делает меня строгим или слишком структурным в семейных отношениях, но она точно помогает мне быть последовательным и поддерживать порядок в воспитании детей. Я стараюсь, чтобы мои дети тоже учились решать задачи, не только в математике, но и в жизни. И хотя я не занимаюсь с ними математикой напрямую, моя любовь к этому предмету определенно отражается в нашем семейном укладе.
Поделиться статьей
Понравилась статья?